пятница, 3 февраля 2012 г.

Иммиграция, часть 0. Поиск работы и разрешение на работу.

Вот я и решился начать серию статьей “собственно как мы эмигрировали”. Сегодня я постараюсь дать общую информацию о поиске работы в Европе и Бельгии, а потом расскажу свой опыт. Здесь я буду рассказывать только о легальном способе, эмиграции через рабочую визу. Ответы по поводу беженцев и нелегалов я не знаю и не вижу смысла в таком переезде.
Маленькая ремарка прежде, чем приступить. Студенческая виза не дает вам права на “вид на жительство” и, насколько я знаю, вы обязаны покинуть территорию Бельгии после ее окончания. Конечно, можно попробовать найти работодателя или мужа/жену/партнера (будем толерантными, это же Бельгия Open-mouthed smile), а потом сменить тип визы.
Если же вы все-таки решились стать эмигрантом

Иммиграция в Россию: риски и выгоды
и “неблагодарно” покинуть свою родину в поисках бельгийского пива и вафель лучшей жизни, то первое что необходимо сделать — это найти работу здесь. Еще раз, для эмиграции в Шенген по рабочей визе необходимо сначала найти работодателя в одной из стран, который оформит вам разрешение на работу (в этом то и состоит главная сложность) и только потом подаваться на рабочую визу в посольстве!

Если объективно, то эмиграция через рабочую визу это самый простой и прямолинейный путь. Он состоит всего из 5 пунктов:
0. Находим работодателя, который сделает вам разрешение на работу.
1. Идем в посольство, берем список необходимых документов.
2. Получаем от работодателя разрешение на работу.
3. Относим разрешение на работу и все необходимые документы опять в посольство.
4. Ждем некоторое время. В моем случае это было около недели.
5. Идем в посольство и забираем паспорт с визой.
Профит! Как видите, все довольно просто.
Так как я ИТ-специалист, то и весь мой опыт рассчитан только на такие специальности, но может он будет полезен и другим людям. Когда я решил, что готов психологически уехать и мои скиллы позволяют это сделать, я действовал по проверенному плану: разузнать как можно больше информации и ВПЕРЕД!

Во-первых, я определился со странами, в которых я хотел бы жить (здесь именно жить, ни побывать, ни увидеть. Туризм и иммиграция это очень-очень разные вещи!), в которых хотел бы вырастить детей. Для этого сначала находим блоги/порталы о странах и читаем. В первую очередь какие у них проблемы, в чем преимущества. Я остановил свой выбор на северной части Европы:


самые экономически развитые (конечно, в Англии или Скандинавии зарплаты еще выше), климат, который подходим мне (терпеть не могу жару) и лояльные условия для получения ВНЖ (это же конечная цель). Например, в Бельгии достаточно продлить контракт 3 раза для получения карты А (возможности работать без “привязки” к конкретному работодателю) и через 4-5 лет пребывания просить ВНЖ. В каждой стране это количество разное и может доходить до 10-12 лет.

Учтите географические особенности государства. Например, Бельгия состоит из 4 частей:
1. Богатой Фландрии (я сейчас здесь и проживаю). Принятый язык — нидерландский (Голландия - это всего лишь область страны Нидерланды). Соответственно здесь развита промышленность, г. Антверпен второй порт в Европе. Как результат работа есть и разная.
2. Не очень богатая Валония. Принятый язык — французский. Работы здесь не много.
3. Так же есть “отдельный” район  столица  Брюссель. Где в основном говорят на французском языке. Даже в аэропорту! 52% населения иммигранты.
4. И конечно же есть район с немецко-говорящим населением около 1%-3%. Что там делать, если честно, не знаю Smile



Несколько слов о языках (наверное это достойно отдельного поста).
В Европе языки знают и учат. Для многих это хобби. В силу историко-географических традиций, в Бельгии почти все (по моим оценкам 95% и больше людей) знают нидерландский, французский и английский. Чуть хуже, но по прежнему могут свободно излагаться, читать и смотреть фильмы на немецком языке. На моей работе, например, 3 человека могут читать и писать на японском языке! По-моему, два человека изучают испанский. Один — норвежский. И как мне сказали был сотрудник, который учил русский! А теперь сравните с вашим окружениемWinking smile. Естественно, знание не только английского для вас будет большим плюсом.
Теперь, идем на сайты посольств этих стран и читаем информацию о получении рабочей визы и получении ВНЖ! Можно также посмотреть тематические форумы каждой из стран, их юридический раздел в частности. Только не сильно им доверяйте, мне, например, бельгийский портал совсем не помог: информации немного, ответы совсем неинформативные. Доверяйте только информации с сайтов посольств, не знаете — прозвоните прямо в посольство. Это их работа там сидеть и отвечать вам.

Последний этап, собственно поиск работы. Зарегистрируйтесь на LinkedIn, вступите в профильные группы. Также полезно добавиться к иностранным рекрутерам. Там очень часто идут иностранные вакансии. Так же я зарегистрировался на Monster, и еще на нескольких (http://www.efinancialcareers.co.uk/, http://www.totaljobs.com/, http://www.careerbuilder.com, http://www.contractjobs.com/, http://www.ictrecruit.com/ ).

Надеюсь, лорды простят меня за такое посягательствоOpen-mouthed smile

Думаю вы сможете легко найти и продолжить этот список сами. Выбираете свою профессию, страну и назначаете рассылку новых предложений себе на почту. У меня  было около 5 писем с 30 вакансиями в день. И я отвечал на все, которые подходили мне. Т.е. это выходило где-то 15 писем*5=75 писем в день! Не забудьте создать спец. шаблон в вашей почте. Не отчаивайтесь, если вам не будут отвечать, по своему опыту скажу, что в сутки обычно на 75 писем, приходило до 10 отрицательных ответов и 2-3 с возможным сотрудничеством. Остальные даже не удосуживались ответить.

Несколько советов по прохождению интервью.
  • · Само собой разумеющийся факт наличие у вас хорошего уровня английского языка. Я имею ввиду не чтение тех. доков, не "хорошо знал в универе". А настоящего английского языка. Если не уверены в своем уровне, лучше сходите на встречу клуба любителей англ. языка (такие есть, наверное, почти во всех областных центрах) и проверьте ваш уровень. Или просто включите Friends и попытайтесь общаться с телевизором.
  • · Все рекрутинговые агентства Европы работают бесплатно! Им платит компания за сотрудников. Поэтому, если у вас просят деньги или тем более обещают сделать визу — разворачиваемся и уходим, так же можем послать...для само утверждения. Ни одна компания не может повлиять на решение о выдаче визы! Во время своего тестового периода я пользовался компанией для получения польской визы (почему именно так и на другие вопросы отвечу в следующей части). Но меня сразу же предупредили, что они возьмут мой паспорт, соберут сами все необходимые доки, сами отнесут и заберут паспорт, но решение о выдаче визы принимают не они и гарантировать не могут. Но они помогут в случае негатива подать апелляцию и все такое.
  • · Я нашел работу где-то за 4-5 месяцев. Поэтому под конец этого срока особо не церемонился с HR и сразу же задавал главный вопрос: готовы ли они взять на работу гражданина из не Шенгена? Если они начинали “мэкать” или вели себя не очень уверенно, то обычно я предлагал уточнить этот момент с работодателем. Потому что было много случаев прохождения английского собеседования и тех. задания и отказ с формулировкой, что они не могут так долго меня ждать.
  • · Если вы не уверены в своих силах или прохождение интервью не ваша сильная сторона, предлагаю вам прочесть книгу “Cracking the Coding Interview” — очень полезная книга, охватывает почти все вопросы и дает понятие чего вам ждать.
  • · Я никогда принципиально не делал большое тестовое задание. Я считаю, что корректно поставленную задачу можно сделать за 1, ну максимум 2 часа. Иначе, либо оплачивайте, либо стоит задуматься тестовое ли это задание. Например, в моей компании было оговорено, что я обязан выслать задание не позднее, чем после 45 минут.
  • · Главная задача пройти HR часть и перейти к непосредственному работодателю. Из личного опыта, в Европе принято, чтобы кандидат удовлетворял весь список требований. Например, если вы указали что работали с ASP.NET MVC, но забыли упомянуть ASP.NET, то ваше резюме просто отбракуют! Поэтому иногда полезно писать как можно больше в ваших скиллах. Но это не значит, что нужно перечислять все о чем вы слышали. В моей компании, как потом я узнал, есть спец. программа, куда они заносят всех соискателей. А потом делают поиск по необходимым требованиям. Как результат, ваше резюме и о вас они могут просто не узнать из-за неупомянутого скилла.
  • · Наличие сертификатов будет большим плюсом. Здесь это довольно сильно распространено. Хоть и не доказывает ваш ум и знание технологий (мои рассуждения на эту тему можно почитать здесь), но показывает, что вы можете самостоятельно разобраться в чем-то, вы само-мотивированы и целеустремленны. Также это будет большим плюсом для компании. Весь софт легальный, поэтому многие компании входят во многие программы вендоров и т.д. Например, в моей компании мои сертификаты очень пригодились для программы Microsoft.
Думаю, что это не совет, а скорее попытка изменить наш менталитет, но все же. В прохождении собеседования участвуют 2 стороны!


Вы также проводите собеседование потенциальному работодателю. Попытайтесь выяснить как можно больше информации о компании, о проектах, что конкретно будете делать вы на этой позиции. Вы так же собеседуете представителя компании. И в праве отказаться! О зарплате принято спрашивать на последней стадии, это некорректно выяснять данный вопрос на первом интервью или на техническом собеседовании. Скорее всего данные люди просто не владеют этой информацией.

Информация о моем интервью, которая практически аналогична для других интервью.
1. Английское собеседование.
Обычно это HR, recruiter или просто человек, задача которого просто проверить ваше знание английского языка, сложить психологический портрет о вас. Проходит в режиме Skype конференции или телефонного звонка. Информации на данном этапе вы получите минимум. Ее либо тактично не скажут, либо просто не знают. Не забудьте напомнить, что вы не гражданин Шенгена. И готовы ли они вас ждать. Здесь мне помогала книга “Как сдвинуть гору Фудзи? Подходы ведущих мировых компаний к поиску талантов” — очень полезная книга! Рекомендую даже не ИТ-специалистам. Очень понятно и доступно рассказывает как правильно искать сотрудников, а вы в свою очередь поймете чего от вас ждут. У меня неоднократно спрашивали так называемые “вопросы без ответа”, чтобы посмотреть мою реакцию. Например, сколько настройщиков пианино в Чикаго? или сколько мячиков для тенниса вместится в школьный автобус? Короче, очень прикольно проходить эту часть, если ты знаешь эту книгу. Просто отвечаешь и смеешься Open-mouthed smile.
2. Тестовое задание.
Если вы прошли первый этап. Скорее всего вы получите на почту тестовое задание, а также сроки и рекомендации по его выполнению. Тут думаю все понятно: сделал, как просят и отправил.
3. Техническое собеседование.
Назначается на определенную дату/время. Убедитесь, что у вас работает микрофон/видеокамера. Не забудьте запереть кота на это время!Smile Обычно это Skype конференция с одним или несколькими людьми. Также может применяться GoToMeeting, для того чтобы вы могли показать, как быстро можете что-то сделать. Меня обычно, кроме, конечно же, технических вопросов, спрашивали несколько мелких вопросов про LINQ и просили показать реализацию в IDE (вот здесь и нужен GoToMeeting). Просто посмотреть, как быстро я смогу среагировать без браузера. Также готовьтесь защищать свою работу. Вы должны в ней ориентироваться, быть готовым ответить почему здесь был использован именно этот паттерн, а не вот этот. Если коротко, то вот здесь вы должны блистать! Вспомните и расскажите самые интересные технологии, проблемы которые решали и т.д.
4. Тестовый период.
В моем случае это был последний этап. Меня пригласили отработать одну неделю как часть команды над реальным проектом. Не думаю, что это интересно кому-то?! Естественно, компания оплачивала перелет, питание и проживание. Здесь уже советов, думаю, давать не стоит. Если вы на этом этапе, то вы все сами знаете. Все зависит только от индивидуальных качеств.
В последний день моей работы, мы поужинали в ресторане с моим боссом, уладили все финансовые вопросы. Затем в течении 2-3 дней мне на почту пришло официальное уведомление, что мы начинаем подготовку документов на рабочую визу.

О получении разрешения на работу и оформлении рабочей визе,
читайте в следующей статье!

1 комментарий: